Выбор развивающих игрушек для ребенка с года до трех лет
Роль игрушек в жизни ребенка необычайно многообразна. С первых дней они появляются в его окружении и остаются верными друзьями на протяжении нескольких лет. Служат малышу источником радости, формируют у него разнообразные умения и навыки, приучают к определенным правилам поведения, учат общаться с окружающим миром. К счастью, игрушек на сегодняшний день огромное множество, но, к несчастью, порой родителям достаточно трудно бывает определиться с выбором той игрушки, которая оптимально подходила бы их малышу.
Чем руководствоваться, покупая игрушки ребенку? Как выбрать в этом многообразии то, что долгое время сможет остаться для малыша привлекательным и полезным? Как часто покупать игрушки? Какие игрушки подобрать в домашнюю игротеку, учитывая возраст, пол ребенка, а может быть что-то еще..? И есть ли игрушка, идеально подходящая именно нашему ребенку?
Эти и другие вопросы, наверняка, волнуют многих современных родителей. Что же такое эффективная домашняя игротека? Все игры можно условно разделить на типы, каждый из которых направлен на определенную сферу развития ребенка.
Чем руководствоваться, покупая игрушки ребенку? Как выбрать в этом многообразии то, что долгое время сможет остаться для малыша привлекательным и полезным? Как часто покупать игрушки? Какие игрушки подобрать в домашнюю игротеку, учитывая возраст, пол ребенка, а может быть что-то еще..? И есть ли игрушка, идеально подходящая именно нашему ребенку?
Эти и другие вопросы, наверняка, волнуют многих современных родителей. Что же такое эффективная домашняя игротека? Все игры можно условно разделить на типы, каждый из которых направлен на определенную сферу развития ребенка.
В каждом возрасте существует необходимый набор игрушек для ребенка, так называемая игротека. Правильно подобранная домашняя игротека - залог гармоничного развития ребенка.
Игрушки отличаются по типам и назначениям.
![]() | 1. Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают подвижность пальчиков (мелкую моторику), координацию движений рук. В зависимости от этого, куда именно вкладывается предмет, игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание, вкладыши один в другой. Вкладыши в основание - это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки, крупные мозаики), которые малыш должен научиться вставлять в углубления на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки. Вкладыши один в другой - к этому виду вкладышей относится традиционная русская матрешка, вкладыши-стаканчики и др. |
![]() | 2. Пирамиды - развивают чувство формы, цвета, координацию движений, знакомят с понятиями “большой”, “поменьше”, “маленький”. Очень важно правильно играть в пирамидку. Необходимо выложить все колечки пирамидки перед ребенком и попросить его найти самое большое из всех, потом из оставшихся опять найти самое большое и т.д. |
![]() | С двух-трех лет специалисты рекомендуют абаки - что в переводе с арабского означает "счетный столик". Современные счетные столики - это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении. Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему - закрепить их. Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку. |
![]() | 3. Настольные игры - крупные мозаики (можно уже с 1 года), крупные пазлы (с 2-х лет) из 2-х - 7-ми элементов: учат ребенка различать и узнавать разнообразные образы, думать, искать взаимосвязи, развивают воображение и терпение, создавать цельные картинки. Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования. С 2-х лет в игротеке ребенка уже может появиться простое домино. |
![]() | 4. Тренажеры сенсорно-двигательные - развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и извлекать звуки разными способами - дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки. Игрушечные музыкальные инструменты -шумовые и ударные гармошка, трещетки, ксилофон, металлофон,маракасы, кастаньеты, румбы, бубны, барабаны и др. К этому же типу игр относятся - каталки (на палочке или веревочки) молоточки-стучалочки, музыкальные инструменты, безопасный дартс и др. |
![]() | 5. Бусы. Шнуровки. К 1-1,5 годам детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные пуговицы-шнуровки (пуговицу размером в 10 см не проглотишь). Работа пальчиков способствует развитию интеллектуальных функций мозга, ребенок учится быстрее думать. Шнурование - совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в отверстие. С 2-2,5 лет дети с удовольствием нанизывают бусы-шнуровки на веревочку. |
![]() | 6. Речевые тренажеры. Сюда относятся все игрушки, которые не просто способствуют расширению словарного запаса, а развивают связную речь ребенка. Так, к полутора-двум годам малыш начинает строить предложения из двух слов, понимать несложный рассказ о знакомых ему событиях, а также участвовать в инсценировке сказки. Побудить его к высказываниям, и и призваны игры данного вида. К речевым тренажерам относятся куклы-перчатки, пальчиковые театры, деревянные сказки, матрешки и т.п. Можно рассказать детские стишки, используя куклы-перчатки, например“идет коза рогатая”и т.д. Пальчиковый театр - маленькие куклы на пальчик ребенка или взрослого. Можно работать разными парами пальцев, разными руками и обеими руками одновременно. Маленькие фигурки пальчикового театра создают компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в сумочке и помогут развлечь малыша. |
![]() | 7. Строительные блоки. Строительство башенок развивает моторику, координацию движений. Учит ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа, а последующем - работе с планом и по воображению. Игры данного типа разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластик, ткань, плотный картон). Сюда можно отнести Блоки Дьенеша - накладывая цветные блоки на цветное изображение в альбоме, ребенок сможет неоднократно испытывать радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостное изображение превращается в объемные предметы. |
Все это здорово развивает мелкую моторику. Это могут быть не только восковые мелки, пальчиковые краски, но и безопасный пластилин, магнитная доска для рисования.
Главное, чтобы игрушки были экологически безопасны, в них не должно быть мелких деталей, которые ребенок обязательно захочет открутить или попробовать на зубок. Это- далеко не все игрушки, но самый ОСНОВНОЙ минимум. Дополните его сами, руководствуясь характером и интересами ребенка.
И помните, раннее развитие не означает не чтение и письмо в 2-3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.