Выбор развивающих игрушек для ребенка с года до трех лет

Роль игрушек в жизни ребенка необычайно многообразна. С первых дней они появляются в его окружении и остаются верными друзьями на протяжении нескольких лет. Служат малышу источником радости, формируют у него разнообразные умения и навыки, приучают к определенным правилам поведения, учат общаться с окружающим миром. К счастью, игрушек на сегодняшний день огромное множество, но, к несчастью, порой родителям достаточно трудно бывает определиться с выбором той игрушки, которая оптимально подходила бы их малышу.
Чем руководствоваться, покупая игрушки ребенку? Как выбрать в этом многообразии то, что долгое время сможет остаться для малыша привлекательным и полезным? Как часто покупать игрушки? Какие игрушки подобрать в домашнюю игротеку, учитывая возраст, пол ребенка, а может быть что-то еще..? И есть ли игрушка, идеально подходящая именно нашему ребенку?
Эти и другие вопросы, наверняка, волнуют многих современных родителей. Что же такое эффективная домашняя игротека? Все игры можно условно разделить на типы, каждый из которых направлен на определенную сферу развития ребенка.
В каждом возрасте существует необходимый набор  игрушек для ребенка, так называемая игротека. Правильно подобранная домашняя игротека - залог гармоничного развития ребенка.
Игрушки отличаются по типам и назначениям.
1. Вкладыши - это небольшие предметы, которые  необходимо вложить  в соответствующие отверстия.
Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное  восприятие формы, размера предметов, развивают подвижность пальчиков (мелкую моторику), координацию  движений рук. В зависимости от  этого, куда именно вкладывается предмет, игры-вкладыши   подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание, вкладыши один в другой. Вкладыши в основание - это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки, крупные мозаики), которые малыш должен научиться вставлять в углубления на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.   
Вкладыши один в другой - к этому виду вкладышей относится традиционная русская матрешка, вкладыши-стаканчики и др.
 2. Пирамиды - развивают чувство формы,  цвета,   координацию движений,  знакомят   с понятиями “большой”,   “поменьше”,   “маленький”.
 Очень важно правильно играть в пирамидку. Необходимо выложить все колечки  пирамидки перед ребенком и попросить его найти самое большое из всех, потом из оставшихся опять найти  самое большое и т.д.
С двух-трех лет  специалисты рекомендуют  абаки - что в переводе с арабского означает "счетный столик". Современные счетные столики - это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении. Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему - закрепить их. Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.
 3. Настольные игры - крупные мозаики (можно уже с 1 года), крупные пазлы (с 2-х лет)   из  2-х - 7-ми элементов: учат ребенка различать и узнавать  разнообразные образы, думать, искать взаимосвязи,  развивают  воображение и терпение, создавать цельные  картинки. Благодаря таким играм малыш приобретает и первые  навыки плоскостного конструирования.      С 2-х лет в игротеке ребенка уже может появиться  простое домино.
 4. Тренажеры сенсорно-двигательные - развивают сенсорные способности   ребенка   (восприятие цвета, размеров,  формы окружающих предметов),  совершенствуют  его   слуховые  и зрительные впечатления.  Эти   тренажеры стимулируют  познавательную  активность  в изучении свойств самых  разных  предметов. Так, малыш может вертеть и извлекать  звуки  разными способами - дудеть  в дудочки,  свистульки, давить на звучащие  мячи, трясти  трещотки. Игрушечные музыкальные  инструменты -шумовые и ударные гармошка,  трещетки, ксилофон, металлофон,маракасы,  кастаньеты, румбы, бубны, барабаны и др. К этому же  типу игр относятся - каталки  (на палочке или веревочки) молоточки-стучалочки,  музыкальные инструменты, безопасный дартс и др.
 5. Бусы. Шнуровки.
 К 1-1,5 годам детей очень интересуют всякие  дырочки, веревочки, шнурки.  Для этого возраста и придуманы  безопасные пуговицы-шнуровки  (пуговицу размером в 10 см не проглотишь). Работа пальчиков способствует  развитию интеллектуальных  функций мозга, ребенок  учится быстрее думать. Шнурование - совместная игра,  здесь необходимо  участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в отверстие. С 2-2,5 лет дети с удовольствием нанизывают бусы-шнуровки на веревочку.
 6. Речевые тренажеры.
 Сюда относятся все игрушки, которые не просто способствуют  расширению словарного запаса, а развивают  связную речь  ребенка. Так, к полутора-двум годам малыш начинает строить  предложения из двух слов,  понимать несложный рассказ  о знакомых  ему событиях, а также участвовать в инсценировке сказки.  Побудить его к высказываниям, и  и призваны   игры данного вида. К речевым тренажерам  относятся куклы-перчатки, пальчиковые театры,  деревянные сказки, матрешки и т.п. Можно рассказать  детские  стишки, используя куклы-перчатки, например“идет коза рогатая”и т.д. Пальчиковый театр  -  маленькие куклы на пальчик ребенка или взрослого. Можно работать разными  парами пальцев, разными руками и обеими руками  одновременно. Маленькие фигурки пальчикового  театра  создают компанию во время прогулки или  посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в сумочке  и помогут развлечь малыша.
 7. Строительные блоки.
 Строительство башенок развивает моторику,  координацию движений. Учит ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа,  а последующем - работе с  планом и по воображению.  Игры данного типа разнообразны по количеству деталей, входящих  в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластик,  ткань, плотный картон). Сюда можно отнести  Блоки Дьенеша - накладывая цветные блоки  на цветное изображение в альбоме, ребенок сможет  неоднократно испытывать радость созидателя,  наблюдая, как под его руками плоскостное  изображение превращается в объемные предметы.

8. Первые наборы для творчества.  А не рано ли? - спросят некоторые родители. Нет, в самый раз!
Все это здорово развивает мелкую моторику.  Это могут быть не только восковые мелки,  пальчиковые краски, но и безопасный пластилин,  магнитная доска для рисования.
Главное, чтобы игрушки были экологически безопасны, в них не должно быть мелких  деталей, которые ребенок обязательно захочет открутить или попробовать на зубок. Это- далеко не все игрушки, но самый ОСНОВНОЙ  минимум. Дополните его сами, руководствуясь характером и интересами ребенка.
И помните, раннее развитие не означает не  чтение и письмо в 2-3 года, а развитие  мозга ребенка, его познавательных способностей.  Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться  новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.