Вкладыши (с года до трёх) – развитие мелкой моторики и логики

Вкладыши – это такие игрушки, где нужно вложить один элемент в другой так, чтобы он подошёл как «ключ к замку». Считается, что первоначально придумано Марией Монтессори. Вкладыши хороши тем, что ребёнок может сам себе проверить, то есть, если вкладыш не подходит по форме – он не вкладывается. На основе данного принципа придумано много разных игрушек. Сюда относятся логические кубы или сортеры. 
Это объёмные игрушки различной формы (обычно в форме куба с разными отверстиями), в который необходимо вложить разные по форме фигурки. К вкладышам так же относятся планшеты деревянные с цветными вырезанными фигурками.
Бывают большие и маленькие. С подложкой (картинкой внутри) и без подложки. С ручками и без ручек. Музыкальные и не музыкальные. Что важно при выборе игрушки? Во-первых, очень желательно, чтобы игрушка была деревянная. Поскольку «чувствуют пальцы – работает мозг». Деревянная поверхность игрушек «нагружает» пальчики информацией, она неоднородна. Во-вторых, чтобы вкладыши были с ручками (качественно сделанными, чтобы не отвалились в процессе использования, иначе велик риск, что ребёнок может её съесть, что опасно!). Ручки на вкладыше развивают «пинцетный захват» - умение брать мелкие детали трёмя пальцами – а значит мелкую моторику. В будущем ребёнок правильно будет брать ложку или кисточку, ручку. Некоторые родители, увидев такую игрушку в магазине, спрашивают «Что это за вешалки?». Если не знать назначение данной игрушки, то и вправду можно подумать, что это вешалки. Но это не так. Или удивляются «И это игрушка?». А потом возвращаются и благодарят «Вы знаете, в вашу вешалку больше всего и играет».
Начинать можно с самых простых – деревянная прямоугольная дощечка, в которой вставлены пять-семь фигурок. Данные деревянные вкладыши можно предложить ребёнку уже в 10 месяцев.
Конечно, вкладывать он не будет по форме деталь в основу, но научится правильно брать за ручку детали. А в год – полтора – ребёнок уже сам сможет вкладывать фигурки в соответствующие формы. В два года вкладыши могут быть уже «с подложкой»,
. то есть картинкой под самой деталью.без ручек.
Например, на детали нарисовано гнездо, ребёнок открывает – а там птенчики. С двух до трёх лет вкладыши усложняются – растёт количество элементов, например в год их пять, а в два с половиной – 10-15. И сложность. Они могут быть уже без ручек. К примеру, «Радужное лукошко», где нужно собрать яйца из двух-трёх элементов и вставить их в основу.  Или «Геометрический паровозик» -из геометрических фигур разных по размеру собирается паровозик. Главное – до трёх лет вкладыши очень желательно использовать деревянные. Поскольку мягкие вкладыши мнутся в ручках у ребёнка, соответственно не держат форму и тяжело складываются в целое. Ребёнок быстро теряет интерес к ним. Кроме того, мягкие вкладыши легко откусить, что небезопасно. И ещё одно наблюдение. Чем раньше вы познакомите ребёнка с данным типом игрушки – тем быстрее он её осваивает. К примеру, если ребенка познакомили с ней в десять месяцев, как правило, в 1,5 года, он уже собирает сам данную игрушку. А в два можно предложить вкладыши из большего количества элементов. Если ребёнок не знаком с данным типом игры, то и в три года он иногда с трудом будет собирать простой вкладыш. Интересные и полезных игр!