Отзыв о шнуровке

Однажды, я задался вопросами - что такое шнуровка? Почему она развивает мелкую моторику ребенка? Зачем эта мелкая моторика вообще нужна? 

Мелкая моторика пальцев и кистей рук малыша — это своего рода показатель ловкости обращения с предметами. Например, умеет ли ребенок правильно держать ложку, может ли донести еду до рта, не уронив её на стол. От развитости мелких движений в будущем зависит то, какой почерк будет уже у ставшего школьником малыша. Помимо того, что развитая мелкая моторика позволит вашему малыш правильно обращаться с предметами, у неё есть еще одна очень важная функция - развитие речи. Центр мозга, отвечающий за движение кистей рук и пальцев, находится совсем рядом с центром речи. Активность двигательного центра как бы пробуждает центр речи и позволяет вашему малышу начать говорить, сначала отдельные звуки, потом слоги и целые слова. 

Конечно, ваш малыш может начать прекрасно говорить сам, играя в игры и общаясь с вами. Но зачем пускать развитие малыша на самотек? Есть отличные игрушки, специально разработанные для развития этих функций. Задача взрослого - помочь пройти малышу через все этапы развития своевременно. Ребенок в младенческие и младшие дошкольные годы бурно развивается. Если какая-либо функция не успела, по разным причинам, своевременно развиться, на компенсацию её развития в более позднем возрасте потребуется гораздо большее время. 

Так как же нам во всем этом поможет игрушка-шнуровка? Принцип у неё очень простой - продеть "иголку" на шнурке в определенной последовательности в специальные отверстия на предмете,  или нанизать эти предметы на шнурок как бусины. 

Что же стоит за такими простыми, по сути, действиями? 

Реакция ребенка на игрушку может отличатся от нашего понимания, как с ней надо обращаться. Особенно, если у ребенка еще не было опыта обращения с аналогичной вещью. Например, круглые и относительно крупные бусины ребенок может принять за мячик и начать обращаться с ним соответственно - кидать, чтобы он подпрыгнул, катать. Таким образом, ребенок познает свойства предмета - видя, что бусина не отскакивает от пола, как мячик, он постепенно начнет понимать разницу - этот предмет не такой упругий и более тяжелый. 

Использование шнуровки по прямому предназначению - развитие координации движений, может происходить следующим образом.

Сначала нужно заинтересовать ребенка новой игрой, показать ему как действовать с предметом. Самим снять и нанизать бусины. Затем, когда ребенку станет интересно, начать делать эти действия вместе.

Для взрослого эти действия покажутся простыми, но для ребенка это новый опыт. Нанизывание бусины на шнуровку требует одновременной координации двух рук.  Понимания положения двух предметов друг относительно друга в пространстве. Вращения одного предмета определенным образом относительно другого (совмещения отверстия бусины с концом "иголки"). Перехват "иголки" одной рукой, когда она продета в бусину, при этом бусину надо держать, не отпуская другой рукой. Все эти действия развивают не только координацию, но и пространственной мышление - они дают понимание о положении вещей в трехмерном пространстве. 

Помимо свое прямого назначения, данная игрушка тянет за собой целый комплекс сопутствующих явлений (то есть развивается не одна функция, а несколько сразу) Это будет удивительным открытием для тех родителей, которые брали игрушку для какой-либо определённой цели и внезапно получили бонусом еще несколько эффектов. Кроме развития координации, происходит мощное развитие сенсорных ощущений  - игрушка имеет определённую форму, цвет. Она деревянная, а дерево имеет свою фактуру, отличающуюся от пластмассы и пластмассовых игрушек. В отличие от них, дерево не является идеально гладким, несмотря на обработку и окраску. Игрушки из дерева имеют мелкие шероховатости, их более приятно держать в руках. Ребенок учится познавать эти отличия, держа бусину в руках, катая её между ладошками, сжимая в кулачок, и одновременно поглаживая её кончиками пальцев. Он может взять бусину в рот, так он тоже познает структуру материала, уже используя язык. 

Может происходить вовлечение в игры с другими предметами - бусины можно сложить в коробку, положить в машину и катать, прятать под шторы или покрывало, раскладывать отдельно, придавая определенную форму (круга или треугольника), либо сортируя по цвету. Все эти действия помогают понять связи между разными предметами (под покрывалом бусины не видно, из коробки они рассыпаются и т.д.). 

Вот такая простая на первый взгляд игрушка вскрывает и дает развитие сразу нескольким функциям, своевременное становление которых позволит в будущем ребенку успешно осваивать более сложные вещи. 

 Интересных и полезных игр!